Previous Entry Share Next Entry
Годныя думкі (дзякуй Богу, не пра Ўкраіну).
drygwa
игумен Игнатий (Душеин):
"Великий Пост: Только для православных"

Про Великий Пост есть смысл читать далеко не всем. Есть несколько праметров, при со-ответствии которым это чтение будет полезно.
1. Вы православный. И не просто потому, что вас когда-то окунули в воду, не спрашивая (или спрашивая) вашего разрешения, а потому, что вы знаете, во что вы верите, знаете, что ваша вера та же, что была у Апостолов и всех святых Православной Церкви за по-следние 2000 лет.
2. Вы ведете реальную духовную жизнь: вам плохо, когда вы не молитесь, вы не можете долго без Причастия, храм для вас – место вожделенное.
3. Вы сторонитесь всяких грехов и сознательно стараетесь жить в соответствии с Евангелием. Вы стремитесь к вечной жизни.
Если эти три пункта не про вас, то не стоит тратить время на чтение дальнейшего текста: от него не будет вам никакой пользы. А если это про вас, то добро пожаловать в особый мир Великого Поста!

Несколько базовых аксиом, которые нужно принять по умолчанию, как некую данность. Иначе просто не понять, зачем нужен Пост, да и Церковь тоже.
1. Мы все без исключения очень плохие люди. И не обязательно в плане нашей нравст-венной жизни или отношений с окружающими (в этом мы может и не плохие, хотя все относительно). Мы плохие в плане того, что мы не живые для Бога. В лучшем случае - пока. Пост – чтобы понять это.
2. Нам нужно срочно оживать, или воскресать (можно сказать и так). Причем сделать это необходимо именно пока мы живем в наших бренных телах. Если этого не случится – плохо дело, и, возможно, оно будет плохо вечно. Пост – чтобы этого не случилось.
3. К нашей великой радости у нас очень хороший Бог. Он не только не забывает все человечество в совокупности, но помнит каждого из нас в отдельности, и не просто помнит, но постоянно стучит в наши сердечные двери. Просто мы почти всегда заняты другим и не слышим этого. Пост – чтобы услышать.
4. Место для нашего спасения (выздоровления, воскрешения) уже давно существует, оно - Церковь Христова. Церковь - это не дома и не кирпичи, а Христос, простерший Свое Те-ло сквозь столетия и охватывающий Им всех, кто сам этого захочет. Нам нужно стать ча-стью этого Тела по вере и жизни. Пост – для этого.
5. Наши тела очень тесно связаны с душами. С этим вряд ли кто-то будет спорить. Обычно мы через тело вредим душе. Пост – для того, чтобы через тело спасать душу.
Если мы согласны с этим, нам можно начинать Великий Пост.
Но не тут-то было! Церковь загодя, за несколько недель начинает нас готовить к нему настраивающими поучениями. Их четыре.
Изложим их коротко современным простым языком:
1. О мытаре и фарисее:
Двое молятся в Храме. Один из них исполняет все религиозные предписания (как он ду-мает), но хвастается перед Богом своими заслугами и осуждает всех на свете. Другой – реальный грешник. Он никого не осуждает, просит у Бога милости, видит себя очень пло-хим. Первый показан как пример отрицательный, второй - положительный.
Вывод: Если будешь высоко ценить свои труды и дела, то окажешься еще хуже того, кто вообще ничего не делает. Очень полезная мысль перед постом.
2. Блудный сын:
Младшенький сын захотел вольной жизни, вытребовал у живого отца наследство и по-шел куролесить (в некий Лас Вегас далекой страны). Когда запасы кончились, стал бом-жевать и нанялся к сомнительному фермеру в свинарник подсобным рабочим. Ел комби-корм. Наконец понял свою глупость, смирился, осознал и вернулся к Отцу с покаянием. Отец принял с любовью, не вспомнив вины.
Вывод: Показаны как ступени деградации, так и ступени покаяния: от осознания греха до деятельного исправления. Так же четко сказано, что со стороны Бога нет препятствий к возвращению любого человека, как бы далеко он не зашел и как бы низко не опустился.
3. Страшный Суд:
Вспоминается будущее. Тот момент, что наступит момент в жизни каждого из нас, когда нам придется (даже если и очень не хочется этого) увидеть Бога. И не просто увидеть, а отвечать за все, что сделали плохого. И за то, чего могли, но не сделали хорошего – тоже. Евангельское чтение этого дня ясно говорит, что дела любви и милости к ближним могут стать причиной спасения человека, а их отсутствие - осуждения.
Вывод: постоянно помни, что придется ответить за каждое слово, а не только за дело.
4. Изгнание Адама.
Для того, чтобы куда-то вернуться, нужно знать: куда. Напоминание об изгнании – это призыв вернуться. Главная мысль: Бог дал людям целый мир и Самого Себя. Чего же лю-дям еще нужно было? И чего нам еще нужно сейчас?
Этот последний перед Постом день еще называется прощеным воскресеньем. Евангель-ское чтение дня говорит о том, что прощение от сердца всех ближних является обязатель-ным условием принятия Богом и нашего покаяния.
Вывод: возвращение к Богу начинается с искреннего примирения со всеми людьми.

После этого начинается Великий Пост. Длинные и очень содержательные службы. Множество поклонов на этих службах. Ограничение в пище, как в качестве, так и в коли-честве (по уставу для здорового человека еда положена раз в день и очень мало). Суть в том, что Великий Пост – время добровольных страданий, попытки участвовать в страда-ниях Христа. Ответ трудами нашими на Его труды.
Если просто есть досыта постную пищу – то это вовсе никакой не пост.
Если мы развлекаемся в это время, не ограничиваем себя в болтовне, ТВ, Интернете и т.д. – это не пост.
Если мы не молимся внимательно, не участвуем с богослужениях, не совершаем покло-нов и не несем прочих «постных» трудов – это не пост, даже если мы чего-то и не едим.
Пост - это когда порой голодно, слабость, тяжело и плоховато. Когда хочется присесть, прилечь, поспать, отдохнуть, включить ТВ или радио, залезть в интернет или просто по-болтать. А НЕЛЬЗЯ. И нельзя не потому, что страшно (цена страха очень низка), а потому, что мы САМИ ТАК ХОТИМ.

Если Вы готовы к этому, если хотите хоть немного воскресить душу (именно немного, она вся сразу никогда не воскреснет), то можно начинать.
По ходу богослужений Великого Поста нам будут предлагаться к вниманию всякие со-бытия Библейской истории, истории святых, духовные поучения и т.д. Пост – это целый мир, лучшее время года, время нашего оживления. Надо постараться не пропустить его.

?

Log in

No account? Create an account